МОСКВА, 26 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о посещении театров и о любимых российских театрах и постановках.
Кто в театр? |
В эпоху технологического прогресса и цифровых развлечений театр остается уникальным и неповторимым пространством, где зрители могут непосредственно взаимодействовать с актерами и проникнуться искусством. Несмотря на конкуренцию с другими формами развлечений, театр сохраняет важное место в современной культуре. Сегодня каждого четвертого россиянина можно назвать театралом – 25% россиян посещают театр несколько раз в год и чаще, это почти в два раза выше в сравнении с 2008 г. – 13%. Еще 19% наших сограждан – редкие посетители театров, они бывают там один раз в несколько лет (2008 г. – 15%, 2019 г. – 27%).
Каждый третий сообщил, что он практически не посещает театр (34%, -14 п.п. к 2008 г.), а каждый пятый, что никогда не видел театральных постановок (21%, 2008 г. – 22%, 2019 г. – 18%).
- В числе постоянных посетителей театров с большей долей вероятности можно встретить женщин (30% vs. 17% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (39%), столичных жителей (40%), россиян с высшим или незаконченным высшим образованием (35%), с хорошим материальным положением (33%), а также активных пользователей сети интернет (33%).
- Среди редких посетителей театра выше процент 25-34-летних (23%), граждан с высшим и незаконченным высшим образованием (25%) и жителей крупных городов от 500 тыс. жителей (27–28%).
- Аудиторию тех, кто практически не посещает театры, отличает более высокий процент граждан старше 60 лет (42%) и активных телезрителей (43%), здесь также чаще встречаются мужчины (37% vs. 32% среди женщин).
- Никогда не посещали театр четверть мужчин (25% vs. 17% среди женщин), процент также выше среди россиян с неполным средним (60%), средним (34%) и средним специальным образованием (29%), жителей села (35%), небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (28%) и активных телезрителей (33%).
|
Нет времени! |
Россияне, которые редко посещает театр или вовсе не посещает его, делают это по разным причинам. Каждый третий в этой группе сослался на отсутствие театра по месту его проживания (33%, 2008 г. – 36%). Преимущественно это касается жителей села (62%) и небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (57%). На эту причину также чаще ссылались граждане старше 45 лет (42-44% vs. 7% в группе до 25 лет).
Второй мотив непосещения театра – нехватка свободного времени (23%, +6 п.п. к 2008 г.). Чаще этот вариант называли опрошенные до 45 лет (18-24 лет – 30%, 25-34 лет – 37%, 35-44 лет – 33%) и городские жители в целом (Москва, Санкт-Петербург – 30%, города-миллионники – 42%, города с численностью населения 500-950 тыс. чел. – 43%, численностью населения 500-100 тыс. чел. – 33%).
Еще 17% в этой группе честно признались, что не интересуются театральным искусством (2008 г. – 16%), среди мужчин – 24% (vs. 10% среди женщин), среди 18-24-летних – 45%. Дороговизна билетов останавливает 8% тех, кто редко ходит в театр или вовсе не ходит туда, сегодня этот довод звучит реже (-6 п.п. к 2008 г.). По 6% отметили, что не ходят в театр потому, что в их городе нет хороших театров или потому, что смотрят постановки по телевидению и в интернете.
Любимый театр и постановка |
В перечне любимых театров у россиян лидирую местные театры (в том числе местные Драматические театры, Кукольные театры, Театры оперы и балета и филармонии) – 36%. На втором месте Большой театр (г. Москва), его назвали 12% тех, кто посещает театры несколько раз в год и чаще. Каждый десятый указал на Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), 7% выбрали МХАТ (г. Москва), 6% Театр «Современник» (г. Москва). Еще 5% набрал «Ленком» (г. Москва), 4% Малый театр (г. Москва).
Тройку особенно запомнившихся театральных постановок составили «Щелкунчик» – 10%, «Мастер и Маргарита» – 6% и «Лебединое озеро» – 5%. В числе других ответов звучали «Юнона и Авось», «Ревизор» (по 3%), «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта», «Собачье сердце» (по 2%) и многие другие как классические, так и современные постановки.